В России завершилась эра дефицита пива для граждан. Единственное ограничение потребления пива - это его стоимость. Если не обращать внимания на этот ограничитель, то всех потребителей пива можно разбить на три категории: "случайные", "умеренные" и "активные".
Активные потребители - это люди, хорошо понимающие вкусовые тонкости пива, его полезность, жажду утоляющие свойства. Они предпочитают определенные сорта пива, будь то слабоалкогольные или крепкие, с большой или малой плотностью, с хмелевой горечью или карамельным вкусом.
Все коллекционеры пивной атрибутики, как правило, большие любители и ценители пива. Они не дегустаторы, но, тем не менее, очень хорошо разбираются в тонкостях пива и являются пропагандистами потребления пива.
Коллекционеров пивной атрибутики во всем мире насчитываются тысячи. Они объединяются в клубы по интересам, собираются на встречи, издают свои печатные издания, естественно ведут обменные биржи, обмениваются свежей информацией.
В Санкт-Петербурге около двух лет назад был организован свой Клуб коллекционеров пивной атрибутики "Пивной этикет", чье печатное издание Вы сейчас держите в руках. Целью создания и деятельности Клуба является объединение коллекционеров пивной атрибутики. В настоящее время Клуб насчитывает более 50 действительных членов, двух член корреспондентов, несколько ассоциативных членов. Клуб поддерживает связи с другими Клубами России, Украины, Эстонии, со Словацкой ассоциацией истории пивоварения.
Если Вам близки вопросы истории пивоварения, Вам интересно коллекционирование пивной атрибутики, а также всего, что связано с пивом, приглашаем Вас вступить в Клуб "Пивной этикет". Телефон для связи с президентом Клуба (812) 355-58-73 Киселев Владимир Николаевич.
Назад к списку статей
Мы начинаем публиковать воспоминания одного из старейших коллекционеров пивных этикеток Кожарского Рудольфа Георгиевича. Автор просил предупредить, что со временем многое из памяти изгладилось, поэтому могут быть неточности с хронологией. Но за достоверность событий он ручается.
Как это начиналось
Большинство коллекционерного люда собирают марки. Многие - монеты, значки, женщин. Я знал одного человека, коллекционировавшего крышки от люков. Когда в шестой открытый им люк провалился человек, коллекция прекратила свое существование. А вот мы коллекционируем этикетки от пивных бутылок. Сейчас нас много. А в 1975 году, когда я познакомился с этими интересными людьми, их было всего человек двадцать.
А познакомился я так.
Ранним вечером раздался телефонный звонок: "Рудольф Георгиевич, здравствуйте! Я слышал, что вы коллекционируете пивные этикетки, я тоже. Я приехал из Москвы и хотел бы с Вами встретиться". "Ура! Нашего полку прибыло", - закричал я, искренне считая, что коллекционеров с такой тематикой больше на свете нет. Через некоторое время в дверь вошел мужчина. После взаимных приветствий он поинтересовался большая ли у меня коллекция. "Да! - с гордостью ответил я, - Штук триста! А у Вас?" "А у меня двенадцать тысяч", - скромно ответил Анатолий Александрович Зайцев.
Вечер закончился пивом. И не только.
Кожарский Р.Г.
Назад к списку статей
Выставка "Пиво".
Выставка с таким лаконичным названием открылась 16 февраля 2001 г. в музее Хлеба Петербурга. Создана она совместно с музеем Пива ОАО "Комбинат им. Степана Разина". История крестьянского пивоварения на Руси представлена этнографическими предметами XVIII-XIX вв. Это медный пивной котел "общинник", глиняная корчага, деревянный ковш-черпак, весы для взвешивания солода и хмеля. Отдельной группой представлена коллекция экспонатов для питья пива: ковши-скопкари, деревянные кружки, бочата, медные ендовы.
Санкт-Петербург по праву считается и ныне пивной столицей России, где по указанию Петра I начали варить пиво на "голландский манер" для госпиталей и флота. Пиво всегда считалось лечебным напитком.
Первый пивоваренный завод в России (ныне ОАО "Комбинат им. Степана Разина") тоже возник в Петербурге в 1795 году под покровительством Екатерины II. С 1818 г. завод являлся поставщиком пива к Императорскому двору. Пивные бутылки завода, а также других пивзаводов города и страны украшают экспозицию. Рельефные надписи на бутылках - "Калинкинъ", "Старая Бавария", "Новая Бавария", "Ив. Дурдинъ", "А. Ле Кокъ" - из собраний музея Пива и известных коллекционеров А.А.Корсавина, А.Ю.Зеленского, С.А.Сапрунова, дают представление об оригинальном дизайне стеклотары XIX - XX вв. Рекламные плакаты заводов России, пивные подносы и кружки, старинные этикетки - все это оживляет экспозицию и привлекает многочисленных посетителей. Современная продукция заводов Петербурга - "Балтика", "Браво интернешнл", Выборгский пивзавод, "Вена", "Комбинат им. Степана Разина", радуют разнообразием сортов пива, дизайном этикеток, рекламной продукцией заводов.
Кляровская Г.В.
Назад к списку статей
Этикеточный зоопарк.
Как сказал Козьма Прутков (а может и еще кто-то): "Нельзя объять необъятное!"
Первыми к пониманию этого факта пришли собиратели марок, филателисты. Самые понятливые из них перешли от коллекционирования всего подряд (так называемая хронология) к тематическому коллекционированию. В советские годы передовые товарищи собирали "Ленинград", затем "космос" и "спорт", а менее прогрессивно-продвинутые "живопись", "музыку", "транспорт" и другие темы, что кому было ближе по интересам. Но наибольшей популярностью во все времена была тема "животный мир" (звери, птицы, рыбы и т.д.). Тема интересная как для взрослых, так и для детей.
Сколько в мире выпущено марок известно, сколько пивных этикеток, не знает, по-видимому, никто. Марок много, этикеток пива похоже еще больше. А посему логично и в бирофилии переходить к тематическому коллекционированию.
Однако жестких правил тут быть не может. Как сказал забытый миром классик: "Каждый сходит с ума по-своему". Безусловно, каждый выбирает свой способ коллекционирования исходя из своих склонностей, возможностей и, даже, темперамента. Никто его за такой выбор не осудит.
Пивные этикетки, как и всякий предмет коллекционирования, имеют свою специфику. Поэтому, навряд ли кто из бирофилов станет собирать темы "Арктика и Антарктика" или "космос", зато есть другие возможности и некоторые коллекционеры уже начали их использовать. Думается, в бирофилии в скором времени станут популярны такие темы как, например, "морской флот" ("корабли"), "спорт", "нечистая сила" (ведьмы, черти, русалки и т.д. публика), "геральдика", "праздники", "женщины и пиво", "национальные костюмы", "все работы хороши, выбирай на вкус" ("профессии"), "юмор", "автолюбители" и другие.
Но, пожалуй, и в этикетках, также как и в марках, очень интересная тема "животный мир". В рамках этой темы найдется место и для любознательности, и для любви к животным, и для юмора. Добрая тема и увлекательная! Только в беглой экскурсии по зоопарку своей коллекции пивных этикеток, я обнаружил, что в нем мирно уживаются собаки, лошади, олени, лисы, зайцы, кролики, медведи, кенгуру, слон, бегемот, сокол, голуби, жирафы, морж, верблюды, всевозможные рыбы, быки, петухи, зубры, зебры, гуси, фазан, совы, аисты и конечно раки.
Вот такая международная компания подобралась. И это только те представители, которые попались мне на глаза. На самом деле их значительно больше. Так что, дорогие коллеги, дополняйте зоопарк Клуба питомцами, своими идеями и предложениями, пишите нам.
Соркин М.Г.
Назад к списку статей
Пивная бутылка и самосознание русского общества.
Может ли бутылка, и пивная, в частности, отразить в эволюции своих форм тенденции развития самосознания русского общества? А почему бы и нет! Ведь она является немаловажным элементом культуры практически всех слоев его на протяжение вот уже более чем трех столетий. С ней шли и в бой, и на праздник, с ней делили и горе, и радость, ей доверяли самые сокровенные мечты и желания.
В России розлив пива в бутылки начался с XVIII века. Собственно же пивная бутылка, пожалуй, всецело принадлежит первой половине следующего столетия. Но хотя бутылка с пивом и пивная бутылка суть не одно и то же, однако, содержимое ее, т.е. пиво, есть для нас как раз тот критерий, который позволяет допустить некоторые обобщения.
Скажем прямо: Россия не создала своей бутылки. Она заимствовала ее в готовом виде с Запада. Вступив в бурный XVIII век, Россия довольно долго еще представляла собой огромный самодостаточный мир, увенчанный всесильной царской властью. Символом этого времени была бутылка-шар (Рис. 1).
Петр Великий усилиями своей титанической воли разрушил старый патриархальный мир, облачив Россию в тесный камзол регулярного государства. Московская Русь уступила место Империи, опиравшейся на многочисленное, все более замыкавшееся на собственных интересах, военно-бюрократическое дворянское сословие. Символом этой новой эпохи стала бутылка бордоской формы в виде цилиндра с длинным горлом (Рис.2).
XIX век внес свои изменения в самосознание русского общества. Россия-победительница Наполеона и крупнейшая держава Европы, прямо таки раздувалась от чувства собственной значимости. В то же время, безнадежно отравленная ядом свободомыслия, она к концу николаевского царствования уже не желала мириться с жесткими ремнями идейных и сословных ограничений. Символ этого времени - приземистая пивная бутылка с пузатым горлом (Рис.3).
Великие Реформы 60-70x гг. ХIХ века коренным образом преобразили Россию. Выход на историческую сцену нового буржуа-"разночинца", все активнее заявлявшего свои претензии на лидерство в обществе, привел к появлению невиданной у нас формы пивной бутылки рейнской формы (Рис.4). С этого времени в России параллельно существуют две основных формы пивной посуды, олицетворяющие борьбу традиционного (сословного и закрытого) и демократического (массового и открытого) направлений развития общества: с плечами (бордоская) и без них (рейнская) соответственно.
XX век с его глобализацией капиталистических отношений вызвал к жизни рейнские бутылки сложной геометрической формы, несшие на себе яркий отпечаток техногенной мысли и напоминавшие шпили готических соборов (Рис.5). Однако, акселерация самосознания еще незрелого русского общества, игнорировавшего реальную действительность, привела к сильнейшим социальным потрясениям, уничтожившим бутылочные шедевры.
Коммунистическая власть, утвердившаяся на развалинах старой России, вернулась к прежним формам бордоской и рейнской пивных бутылок. К 30-м годам рейнская бутылка стала единственной формой, представлявшей пивную посуду. За семьдесят с лишним лет своего бытования советская пивная бутылка несколько раз видоизменялась, отражая то мощь сталинской эпохи, то вольности "оттепели", то дряблость "развитого социализма" (Рис.6).
Новый русский капитализм, неожиданно свалившийся на Россию в начале 90-х годов, возродил и некоторые старые традиции пивной стеклотары. Вновь появились бутылки бордоские и техногенные пирамидки.
Сегодня мы, стоя на границе тысячелетий и заглядывая в будущее, пытаемся понять: "Кто мы и куда идем?" Не поможет ли нам в этом пивная бутылка?
Глушкевич И.Л.
Назад к списку статей
Обзор литературы.
1 февраля 2001 г. в Российской национальной библиотеке прошла презентация новой книги о старейшем в России пивоваренном заводе.
В октябре 2000 года акционерное общество "Комбинат им. Степана Разина" отметило свое 205-летие. В ознаменование перехода в третье столетье, была издана книга-альбом "Мы сохранили для Вас вкус пива: Истории о российских пивоварах." (СПб, 2000г. - 198с., илл. Тираж 3000 экз.). Это уже вторая научно-популярная книга об истории старейшего пивзавода России.
Авторы книги генеральный директор завода Гиа Маргович Гвичия и журналист Ольга Михайловна Иванова создали фундаментальную летопись о людях завода за два века. Были изучены материалы Российского государственного исторического архива, архивов г. Москвы, музей Пива завода им. Степана Разина, мемуарная и историческая литература, периодика, а также записаны воспоминания наших современников. Это позволило с исторической достоверностью на основе строго научных фактов рассказать об истории предприятия.
По преданию, именно с благословения Екатерины II в 1795 году придворный пекарь Абрахам Крон, получив земельный участок и деньги, начал варить пиво. В 1848 году произошло объединение завода Крона с крупной пивоварней Петра Казалета, расположенной у Калинкина моста. В 1862 году предприятие было преобразовано в Калинкинское пиво-медоваренное товарищество. К началу XX века, по объему выпускаемого пива, завод стал лидером российского пивоварения. На нем варили 12 сортов пива. Вся продукция продавалась в 46 пивных лавках завода, а также отправлялось в 14 городов Российской империи. Совершенно новые разыскания о московском филиале завода представлены в книге.
Значительное количество страниц в книге посвящено преобразованию предприятия в открытое акционерное общество в 1993 году. О судьбах таких людей завода, как коммерческий директор Яков Исаакович Штейнберг, светлой памяти которого посвящена эта книга; директора по кадрам и общим вопросам Игоря Анатольевича Степанкина - яркого и самобытного человека, при котором на заводе возник первый в России музей Пива, рассказывается очень тепло и трогательно. Не забыты и ветераны завода.
Итак, перелистав новую книгу, читатель ясно представит себе историю старейшего в России пивоваренного завода и еще раз с благодарностью вспомнит о людях, которые в течении 205 лет сохраняли для нас вкус хорошего пива.
Пресс-центр завода
Историко-художественный альбом "Пивная столица России" выпущен к 300-летию Санкт-Петербурга (ООО "Издательство "Третье тысячелетие", Санкт-Петербург, 2001, тираж 2000 экз.) по материалам Российской национальной библиотеки, Российского государственного исторического архива, Центрального исторического архива Санкт-Петербурга, Государственного музея истории Санкт-Петербурга и Музея комбината им. Степана Разина. В книге рассматривается история российского пивоварения от "эпохи Рюриковичей" до "эпохи Путина". В написании исторического очерка принимал участие кандидат исторических наук, член Клуба "Пивной этикет" Выскочков Л.В. Особую ценность альбома представляет иллюстративный материал от исторических гравюр, рисунков, фотографий, документов до современных коллажей. Следует отметить оригинальность оформления и качество печати.
Снигирев Д.Ф.
Тиражом в 60 экземпляров вышла книга "Пиво" (малоформатная). Составитель Трачук С.В. (Выборг: "Норд", 2000г. - 84с.; ил.) Размер книги всего 5х7 сантиметров. Представлены краткие сведения о пиве, дается характеристика сортов Выборгского пивзавода. Книга скорее представляет коллекционную ценность, нежели информационную.
Снигирев Д.Ф.
Альманах "Мир пива №4", учредитель: "RUSSIA & WORLD", издатель: ИРА "РИМ", отпечатано в Финляндии. Авторы: Н. Камышова, В Киселев, Г. Кляровская, Г. Прилукский (члены клуба "Пивной этикет"). Цена 110 руб.
Малоформатное издание "Приготовление в домашних условиях от самогона до вина и пива". Издательство "Тимошка" СПб, 2000г.,формат 84 х 108 1/64. Цена 5р. 50коп.
Назад к списку статей